Замена охлаждающей жидкости

В соответствии с регламентом, охлаждающую жидкость нужно менять (в среднем) раз в два года или через каждые 60 000 км пробега, но на практике мы бы рекомендовали менять антифриз перед каждой зимой. Охлаждающую жидкость необходимо заменять из-за постепенного разложения ингибиторов коррозии в условиях высоких температур, которые возникают в системе охлаждения двигателя.

Многие полагают, что система охлаждения двигателя - это простая и требующая такого же малого обслуживания система, как, например, конвектор домашнего отопления. Но встретившись с реальными проблемами в ее работе, люди начинают понимать, что она требует особого внимания.

Лишь одна четвертая всей энергии, которая выделяется в результате сгорания топлива в цилиндрах, употребляется для движения авто. Вместе с тем, примерно треть энергии поглощает система охлаждения! По статистике автосервисов, из всех поломок автомобиля на 4-м месте стоят отказы и сбои в работе именно системы охлаждения!

При работе двигателя на поверхности деталей системы охлаждения всегда образовываются и копятся различные вредные отложения. Это, в первую очередь, накипи, остатки распада антифризов, продукты коррозии металлических поверхностей, а также всевозможные масляные и жировые отложения. Прежде всего они портят теплообмен в радиаторах, «рубашке охлаждения» блока и головке блока цилиндров. Они снижают пропускную способность каналов системы охлаждения, уменьшают производительность помпы, являются причиной ошибок срабатывания датчиков автоматики, термостата и приводят к быстрому разрушению всей системы.

Признаки неисправностей в системе охлаждения:

  • указатель температуры все время ставит стрелку около красной зоны;
  • частая периодичность включения вентилятора радиатора;
  • печка в салоне греет плохо или совсем слабо;
  • охлаждающая жидкость изменила концентрацию и цвет;
  • охлаждающая жидкость начала вспениваться;

Эти факторы сами по себе не говорят о поломке мотора, но и не значат ничего хорошего. Для системы охлаждения гораздо опаснее перегрев двигателя. Кстати, перегрев двигателя - это не только период бурного вскипания охлаждающей жидкости, но и действия, происходящие до него. При этом, лишняя энергия ускоряет темпы старения антифризов (тосолов), существенно понижают ресурсы моторного масла, усугубляют процесс коксования поршневых колец и топливной аппаратуры, увеличивается склонность двигателя к детонации, и т.д. Причем, абсолютно не имеет значения, какой будет класс у автомобиля: как в «Мерседесе», так и в «Жигулях» ухудшение наступает в одинаковой степени.

Применение воды в качестве охлаждающей жидкости без предварительной подготовки также не обещает мотору долгой жизни, так как во многом содействует формированию накипей. Нельзя не сказать пару слов и о различных «самопальных» и другого сомнительного происхождения антифризах и герметиках. Между прочим, даже качественные герметики будут работать эффективно только в чистых системах охлаждения.

Применение только качественной охлаждающей жидкости обеспечит долголетие Вашего автомобиля.

Основные эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости:

  • большая теплопроводность, теплоемкость;
  • высокая температура кипения;
  • оптимальная химическая стабильность;
  • отсутствие влияния коррозии на конструкционные материалы двигателя и радиатора;
  • предохранение деталей системы охлаждения от кавитационного разрушения;
  • инертность по отношению к резинотехническим деталям (например, к резине уплотнений);
  • нет пенообразования при больших температурах в процессе работы.

Двигатель внутреннего сгорания нужно охлаждать для того, чтобы обеспечить оптимальный тепловой режим работы всех его деталей и узлов. Чаще всего встречаются системы охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. Эта жидкость нагревается до 100°C в процессе работы, и даже выше, а при простое на стоянке остывает до температуры окружающей среды.

Вода имеет наибольшую охлаждающую способность, обладает максимальной теплоемкостью, пожаробезопасностью, она так же нетоксична и недорога. Но вода обладает относительно низкой температурой кипения и сравнительно быстро испаряется. В том случае, если она жесткая (то есть содержит большое количество минеральных примесей и растворенных солей), очень быстро образуется накипь. Если температура будет ниже 0°C - то вода замерзает и кристаллизуется (превращается в лед) с существенным увеличением объема до 10%. Это приводит к разрушению всех основных деталей и узлов двигателя. Вследствие этого воду нельзя применять в холодную погоду при низких температурах, без слива из автомобиля при продолжительном простое или стоянке вне гаража с отоплением.

Антифриз

Сейчас воду в современных автомобилях заменили антифризы - низкозамерзающие охлаждающие жидкости (от англ. "antifreeze" - незамерзающий).

Антифриз – жидкость, температура замерзания которой существенно ниже температуры начала замерзания воды. Антифриз применяется в целях избежания повреждений деталей механизмов, которые возникают вследствие кристаллизации воды. Основные жидкости в составе антифриза – это вода и многоатомный спирт. В охлаждающую жидкость также добавляются разнообразные присадки, в том числе антикоррозионные, для предохранения деталей от коррозии, поскольку элементы системы охлаждения изготавливаются из различных металлов и их сплавов. В производстве антифриза на данный момент в качестве базы наиболее распространены низкозамерзающие жидкости на гликолевой основе, то есть смесь этиленгликоля с водой. Также бывают жидкости на основе пропиленгликоля - их нельзя смешивать с этиленгликолевыми.

Состав и свойства антифриза

Этиленгликоль – это довольно вязкая, маслянистая жидкость без цвета или чуть желтоватая, с характерным совсем слабым запахом. Этиленгликоль – сильнейший пищевой яд, поэтому ни при каких условиях нельзя пробовать его на вкус и брать в рот. Температура замерзания чистого этиленгликоля составляет -13°С, а его температура кипения составляет 197°С. Водный раствор с концентрированным ЭГ в соотношении от 30% до 70% замерзает при температуре гораздо более низкой (при условии, что доли этиленгликоля и воды составляют ровно 2:1, минимальная температура достигает -70°С). Как правило, этиленгликоль в антифризе составляет в количестве 50-60%, в следствии чего температура замерзания данного раствора разнится от -30°С до -70°С. Водный раствор этиленгликоля является химически агрессивным и может вызывать коррозию деталей системы охлаждения из стали, чугуна, алюминия, меди и латуни, и припоев, применяемых при пайке ее узлов. Этиленгликоль и его водные растворы при нагревании довольно сильно расширяются. В целях избегания утечки жидкости из системы охлаждения ее оснащают расширительным бачком и наполняют на 92-94% от всего объема.

Пропиленгликоль – используется в производстве антифризов так же часто, но, в отличии от этиленгликоля, имеет более высокую экологичность и стоит примерно в 10 раз больше. При эксплуатации между антифризами на основе ЭГ и ПГ нет ощутимой разницы, но в вопросе токсичности пропиленгликоль гораздо безопаснее этиленгликоля.

Кроме того, пропиленгликоль в сравнении его с этиленгликолем, обладает более низкой температурой испарения, что, в свою очередь, при каких-либо экстремальных условиях обеспечивает быструю теплоотдачу, что позволяет более эффективно охладить двигатель. Антифриз с основой на пропиленгликоле имеет немного большую вязкость, чем охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, но это никак не влияет на эффективность системы охлаждения двигателя, потому что перемещаются жидкости в системе охлаждения одинаково.

Смесь этиленгликоля с водой характерна тем, что температура ее кристаллизации зависит от соотношения этих двух составляющих. У смеси она значительно ниже, чем по отдельности у воды и этиленгликоля. При различных пропорциях можно получить растворы с температурой кристаллизации от 0 до -75°С.

Комплекс присадок состоит из противокоррозионных, антивспенивающих, стабилизирующих и красящих веществх. Антифриз не должен иметь в составе нитрит-нитраты, которые при взаимодействии с аминами, формируют токсичные соединения, и некоторые из них являются канцерогенными и могут провоцировать онкологические заболевания.

Отдельные марки антифриза, готового к применению, и концентратов, для которых перед применением необходимо разбавление дистиллированной водой, изготовляют по правилам технических условий, где прописывается состав и наличие присадок, цвет жидкостей, их смешиваемость. Производители присваивают им разнообразные названия, такие как "Тосол", "Лада", "Лена", и/или указывают температуру замерзания, например: ОЖ-45, ОЖ-40, А-65.

ТОСОЛ

  • "ТОСОЛ" – это одно из обозначений антифриза, состоит из двух частей:
  • "ТОС" - "Технология органического синтеза"
  • "ОЛ" – окончание, типичное для различных спиртов (напр. этанол, метанол).

Тосол был разработан в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) специально для автомобилей марки ВАЗ вместо "ПАРАФЛЮ" итальянского производства. "ТОСОЛ" не был зарегистрирован как торговая марка, поэтому ее используют многие российские производители охлаждающей жидкости. Между тем, эксплуатационные качества таких "тосолов" бывают разными, так как предопределяются применяемыми присадками, которые различаются у всевозможных производителей.

Совместимость антифризов определяют технические условия. Жидкости, которые производят по отличающимся техническим условиям часто бывают несовместимы, потому что присадки, содержащиеся в них, вступают в реакцию друг с другом и теряют свои полезные качества.

Требования к охлаждающим жидкостям, производимых за рубежом, в основном, обусловлены стандартами ASTM (Американская ассоциация по испытанию материалов) и SAE (Общество автомобильных инженеров США). Данные стандарты определяют качество и свойства антифриза и концентратов по их основе (этиленгликоль или пропиленгликоль) и условиям использования. Так, жидкости на основе этиленгликоля предназначены:

  • в соответствии с ASTM D 4656 и ASTM D 3306 – для малых грузовиков и легковых автомобилей;
  • в соответствии с ASTM D 4985, ASTM D 5345 - для двигателей, которые работают в сложных и тяжелых условиях: продолжительно используемых в режиме, близком к предельной мощности, на внедорожной технике, и т.д. Данные жидкости различаются в том, что перед применением в них нужно добавлять особую присадку.

Когда необходима замена охлаждающей жидкости (антифриза)

Плановая замена нужна затем, потому что даже при обычной эксплуатации в охлаждающей жидкости понемногу снижается содержание присадок, и соответственно, увеличивается коррозия в деталях двигателя. Антифриз сильнее вспенивается, а значит, мотор может перегреваться из-за худшей передачи тепла, чем обычно. В основном, плановую замену мы бы рекомендовали проводить через 2 года, а при частой эксплуатации автомобиля - каждые 60-65 тыс. км. пробега.

Досрочная замена антифриза будет необходима если в систему охлаждения попали выхлопные газы (например, через нерабочую прокладку головки блока или воздуха в местах утечки), что может привести к быстрому старению антифриза.

Признаки, когда может быть необходима досрочная замена:

  • В расширительном бачке на внутренней поверхности формируется желеобразная масса;
  • Даже в небольшой мороз (до -14-15°С) антифриз становится кашеобразным и в бачке появляется осадок;
  • Все чаще срабатывает электровентилятор радиатора системы охлаждения.

После любых работ на элементах системы охлаждения со сливом охлаждающей жидкости необходимо производить замену антифриза